На его концерте зал ивановского музыкального театра вкупе с аплодисментами оглашался восторженными криками, в которых преобладали девичьи голоса. Аудитория 35-летнего певца иная, чем у его прославленной бабушки, — менее солидная. Но не менее благодарная. Благодарна популярному исполнителю и редакция «ИГ» — за то, что он согласился перед концертом дать интервью для нашей газеты.

Из тех, с кем пел дуэтом, можно составить хор

— Стас, говорят, когда-то у вас была мечта спеть дуэтом с Валерией, и эта мечта осуществилась на «Фабрике звезд»*. Потом вы пели дуэтом с Лепсом, с британским рок-музыкантом Хенсли, по-моему, да?

— С Кеном Хенсли. Да, мне повезло, пел.

— А с кем еще хотелось бы составить дуэт? В мечтах, так скажем.

2

— Вы знаете, я спел даже с Владимиром Маркиным – не с тем, который «песок целует», а который представляет Следственный комитет.

— Я видел по ТВ этот ролик.

— Поэтому – чего мне еще хотеть после этого?(Смеется)    

— В общем, нет такого, что относится к мечтам несбывшимся?    

— А я не хочу петь С КЕМ-ТО. У меня есть, теоретически, такой кумир… не то чтобы кумир, а человек, на которого я равняюсь в музыкальном мире, для которого не существует жанров и всяких других условностей, который создает что-то СВОЕ. Это Стинг. Но я пока не знаю, что бы я ему мог предложить в качестве дуэта. Хотя в последнее время мир стал не такой большой благодаря информационным технологиям, перелетам и так далее. Может быть, когда-нибудь и удастся… Но я к этому пока не стремлюсь. Я стремлюсь к той музыке, которая мне лично нравится, чтобы мне это было еще более симпатично, чтобы было еще проще рассказывать людям о том, что меня волнует**.

— Перед тем как идти к вам на интервью, я, конечно, посмотрел биографию в Интернете, привычную Википедию…

— Википедия – она лживая очень. Я не знаю, кто ее вообще делает, но это такая!.. (Машет рукой). Я не доверяю Википедии. Это не первоисточник, это какая-то фантазия народная. Если там и есть доля правды, то случайная. Я стольких людей спрашивал: «Что там о тебе написано?», — и в ответ слышу не очень хорошие реплики. Даже возраст там путают.

Хиты – это хлеб, но… не хлебом единым

— В недавнем интервью для нашей газеты Эдита Станиславовна говорила, что вы мечтаете создать такую песню, чтобы все говорили: это песня Стаса Пьехи! Имеется в виду – и музыка, и стихи?

3

— Да, мы сейчас с ребятами – музыкантами, с которыми я работаю, готовим материал, я очень много стихов пишу. И стараюсь как можно больше — песенных. Потому что возраст уже определенный настал, и хочется самовыражаться. Я пою чужие песни, и сейчас это как-то не очень ложится мне на душу. Это мои хиты, это мой хлеб, но теперь хочется сделать что-то…(подыскивает слово) что-то СВОЕ. Чтобы действительно подумали: «Да, это – Стас Пьеха!». Пока такой песни нет. Пока есть песни Виктора Дробыша, еще кого-то. Нет, есть, конечно, песни, где «присутствую» я, я много текстов написал, — но чтобы это полностью отражало мои музыкальные пристрастия и мой внутренний мир, — к такому мы пока еще только стремимся. Вот песня «Аллегории» появилась… Тут я работаю уже с другими людьми – в плане аранжировки. С финнами сотрудничаем.

— С финнами? Можно конкретней?

— Когда «Аллегории» написали, поехали в Финляндию – записали там все барабаны, гитары, электронику. Потому что в инди-роке они лучше секут, чем русские. (Инди-рок жанр альтернативного рока. К Индии никакого отношения не имеет: слово произошло от английского independent – «независимый». А.Г.)

Спорт «рифмуется» с душой

— Стас, скажите, как в вас уживаются желтый пояс по карате, бодибилдинг и – поэзия?

— А! (Досадливо морщится). Бодибилдинга нет никакого.

— Ну, по виду-то сразу можно сказать, что силовые упражнения вам не чужды.

— Наоборот, я фитнесом занимаюсь, отказался от массы: был 90 килограммов, а теперь вешу 82. Мне нравится этот вес, мне в нем комфортно. Но я всегда был максималистом и, если чем-то занимался, всегда старался каких-то результатов достичь. В том числе в спорте. Вообще, мне очень нравится спорт: мне кажется, он делает меня более одухотворенным, краше. Какая-то мотивация для жизни… Относительно карате – это вообще детство.

4

— Но результатов вы всё равно достигли и там?  

— Ну, желтый пояс — это первый, начальный пояс…

— А поэзия?

— Поэзия… (На секунду задумывается). Я как начал в восемь лет пробовать, так через все периоды жизни это проходило. И по сей день пишу – уже иногда не хочется, но я себя заставляю и продолжаю писать. Вроде есть уже навыки. И уже не так тривиально выходит, мне кажется, стараюсь какие-то новые обороты найти. Это помогает и в жизни – не повторяться, быть оригинальным, точным в своих формулировках, какие-то аллегории классные придумывать…

Умение красиво выражаться

— Ваши поэтические сборники – они достаточно эпатажные. Не знаю, как второй, не видел еще, а с первым познакомился в Интернете.

— Второй – матерный у меня. Там шесть, по-моему, стихотворений, в которых есть нецензурная, как говорят, лексика.

— Чем это вызвано? Желанием эпатировать?

— Нет-нет-нет, ни в коем случае! Я же пишу для себя. Допустим, есть у меня стихотворение, которое начинается: «Отчего на душе?..» и – дальше… Ну, понимаете… «плохо», в общем. (Смеется). Это стихотворение я написал за пять минут – просто придя домой. Жуткая погода была, осень, сложилось всё как-то не так, как планировал. Какой-то провал. Я пришел в таком депресняке, и тут – какое лекарство? Пойти напиться? Я для себя решил, что мне не надо пить. И нашел выход в том, чтобы об этом написать. И если я грамотно сформулировал свое состояние, выплеснул это на бумагу и потом еще поделился с кем-то, то я эту боль отпустил, или она меня отпустила. А те слова, которыми я это сформулировал, максимально приближены к обычной жизненной истории… Поэзия – это не тот жанр, где какая-то цензура для меня существует. Здесь только один критерий: талантливо или нет. Тот же Есенин писал не всегда… благозвучно, и Пушкин, Маяковский, и масса моих любимых поэтов современности. И это у них получалось красиво. Даже Эдита могла иногда красиво… ругаться(смеется).

— Ваша бабушка, кстати, говорила о своей мечте– чтобы вы продолжали ее дело, поэтому когда-то и настояла на том, что вы носили ее фамилию. А дальнейшее продолжение династии – возможно? Как думаете, у Петра, вашего  сына, есть какие-то музыкальные задатки? Или об этом еще рано говорить?

— Конечно, рано, он еще пока даже не разговаривает.

— А вам удается уделять ему время?

— Он сейчас в Питере живет, а я в Москве, мы мало общаемся. Но он скоро переедет в Москву, в Подмосковье. Там купили жилье… Ну, мне на сцену пора, а я еще не переоделся.

— Спасибо огромное за интервью!      

ЗАМЕТКИ В БЛОКНОТ (во время концерта)

* На концерте Стас спел одну из песен Валерии, предварив ее рассказом о том, как на первых порах своей концертной деятельности, начиная с 2003 года, гастролировал вместе с ней: «По 28 концертов ездили. Поезда, самолеты, задержки… И человек по имени Валерия работала всегда, в любом состоянии: больная, невыспавшаяся – живьем, свои два часа концерта. Тогда я понял, что это возможно. Что нет и не может быть никаких отговорок, что нельзя выходить к людям и вялотекуще петь под «фанеру». Всегда надо выкладываться на все сто процентов». Только тогда, по словам Сиаса, артист может рассчитывать на ответный отклик – на популярность. «А что такое популярность для артиста? Это исключительно данность, при которой я могу работать. Если я не популярен, то на меня никто не придет».

** Свое творческое кредо Стас Пьеха изложил, представляя публике музыкантов и попутно вспоминая о том, как от попсовых мелодий он переходил к привлекающему его авангарду. В коллективе на этот счет были разные мнения: кого-то в первую очередь интересовали доходы. «Я решил, что те, кто хотят только денег, пусть их ищут в другом месте. А мы собирались командой, которая хочет развиваться, делать что-то новое, что-то оставить после себя. И… заработать денег после всего этого, но не как цель. Мы переделали все аранжировки – достаточно много времени на это ушло – и не все поначалу верили в успех. Казалось, что старые песни – это то, что люди хотят слушать, а то, что мы делаем, — это никому не надо. Но всё у нас получилось». (Хотя, в скобках замечу, Стас уважил и ту часть зала, которая ностальгировала по «старым песням». Эта часть концерта была встречена не менее горячими аплодисментами).